Менеджер + Коучинг = Икс. Что бывает, когда руководитель идет учиться?

Я – обладатель сертификата международной программы обучения коучингу. Оглядываясь назад, я вспоминаю: что сподвигло меня принять решение и пойти учиться коучингу? Каким был этот путь и что ценного я получила?

Начну с того, что работая в сфере продаж около 10 лет я, конечно, слышала слово «коучинг» (правда, в большинстве случаев под этим определением имеют ввиду нечто другое, например, тренинг или обратную связь). Но подлинный интерес к коучингу проснулся, когда я встала на путь бизнес-тренерства.

Я заметила, что коллеги-тренеры, владеющие навыками коучинга, умеют делать нечто такое, что приводит группу в целом и отдельных ее участников к лучшим результатам. Более осознанным. Понимая, что это может отлично сработать и в бизнесе, я отправилась искать программу, где обучают коучингу.

Меня интересовали только те программы, которые прошли аккредитацию в Международной Федерации Коучинга (ICF) – это гарантия того, что научат именно коучингу, в том понимании, в котором это принято во всем мире и мой сертификат будет понятен в любой точке земного шара. Мне сказочно повезло – как раз в тот момент, когда я приняла решение об обучении, в Хабаровске впервые стартовала 4-модульная программа Международного университета Global Coaching. Это была отличная возможность получить знания в своем городе и не тратиться на перелеты и проживание в Москве.

Кстати, я до последнего «оставляла за собой мосты» на случай, если любовь с коучингом не случится, оплачивая обучение помодульно. 10 лет в продажах в высококонкурентном бизнесе научили меня не инвестировать время и деньги в то, что не приносит результат. Но результаты были видны, причем уже после первого модуля. Безусловно, изменения коснулись всех сфер жизни. В этом посте я расскажу о тех результатах, которые я после прохождения программы обучения коучингу получила как менеджер, работающий с ключевыми клиентами, партнерами и командой.

1. Улучшаются коммуникативные навыки. В какой-то момент я ощутила, что у меня как будто выросли вторые уши и теперь я могу улавливать не только то, ЧТО говорит собеседник, но и то, КАК он это говорит – как меняются его темп речи, интонация, в какие оттенки эмоций окрашены слова. Для менеджера уметь слушать – один из самых ценных навыков. У меня после обучения нередко бывают очень успешные бизнес-встречи, во время которых мне практически не приходится говорить – люди часто настолько благодарны, что их внимательно выслушали, что результат встречи достигается как будто сам собой, играючи.

2. У руководителя появляется новый, эффективный инструмент управления командой. Я периодически наталкиваюсь на книги по менеджменту очень известных авторов, утверждающих, что коучинг – это абсолютное зло, которому не место в коммерческой компании. При этом описываются ситуации из бизнеса, где коучинг был не нужен, а именно:

— если сотрудник не мотивирован на развитие. Ему, как говорится, сухо и комфортно. А тут вы со своим коучингом. Коучинг – это процесс, направленный на изменения. Не факт, что вашему сотруднику эти изменения нужны.

— если сотруднику нужна информация, а не коучинг. Если к вам в команду пришел новичок, который первый раз собирается на встречу с клиентом – дайте ему контакты и снабдите четкими инструкциями. В бизнесе очень часто возникают ситуации, когда у сотрудника на принятие решения несколько минут (важный клиент на том конце провода решает судьбу годового плана) и он приходит к вам, как к руководителю тире эксперту в своей области именно за информацией. Коучинг – это то, в чем в он меньше всего нуждается в данный момент.

— если руководитель не может «входить» в коуч-позицию: быть свободным от мнений и оценок, быть не директивным, быть в диссоциации (воспринимая процесс как бы со стороны). Для коучинга важна безопасная и доверительная атмосфера, основанная на принципах ПАРТНЕРСТВА. Если Вы как руководитель, директивны в своем стиле до мозга костей, вы чувствуете, что не сможете удержаться от того, чтобы «вставить свои пять копеек» в повествование Вашего сотрудника – с Вами все окей! Наймите внешнего коуча и перестаньте «причинять коучинг» своим людям. По моему мнению, руководитель может использовать скорее элементы коучинга в менеджменте, нежели коучинг в чистом виде: задавать сильные коучинговые вопросы, использовать отдельные техники и инструменты коучинга. Коучинг – это одна из ярких красок, которыми Вы можете написать картину своего бизнеса.

У меня есть одна история, связанная с использованием коучинга в менеджменте. Я тогда только проходила обучение, а на работу ко мне пришла девушка – с позиции торгового представителя ее повысили до супервайзера.

У нее все отлично получалось, однако мой супервайзер считала, что все идет из рук вон плохо. Каждый раз у нас повторялась одна и та же история – планерка с обсуждением задач, моя обратная связь с указанием всех сильных моментов в работе (а они действительно были, повторюсь, работник – умница!) и….человек возвращается ко мне каждый день все в более плачевном состоянии. В тот момент, когда «раздрайв» сотрудника достиг своего предела и это уже начало сказываться на её семейных отношениях, мы сели и у нас состоялась примерно такая беседа как пример разговора руководителя с сотрудником с использованием элементов коучинга (с разрешения сотрудника приведу здесь отрывок):

Р (руководитель): «Маш, знаешь, я вижу, что ты уже насколько раз обращаешься ко мне с просьбой оценить твою работу по итогам двух месяцев несмотря на мою положительную обратную связь. Я каждый раз отвечаю тебе одно и то же, и спустя какое-то время ты вновь просишь дать тебе оценку, утверждая, что, по-твоему мнению ты плохо работаешь и тебе кажется, что тебя скоро уволят».

СВ (супервайзер): «Да, действительно, я каждый день живу в какой-то панике и страхе, что я ничего не успеваю, это уже просто невыносимо, я собой недовольна. Мне кажется, что я не справляюсь со своими обязанностями и меня скоро уволят. Я работаю без обеда до поздней ночи, но все равно недовольна собой.»

Р: «Давай попробуем выстроить наше беседу по-другому: я не буду давать тебе обратную связь, а просто буду задавать вопросы. Как тебе эта идея?

СВ: «Да, давай попробуем»

Р: «Расскажи подробнее о своих впечатлениях по итогам двух месяцев работы?

Далее Маша описывает более подробно уже упомянутые выше ощущения постоянной паники и страха, часто повторяя фразу «Я недовольна собой»

Р: «Маш, за три минуты нашего разговора ты десять(!) раз повторила фразу «Я недовольна собой». Что за этим стоит?

СВ: (сначала долгая пауза). Я поняла. Мне нужно самой в себе разобраться, чтобы быть довольной собой (Заметьте, до этого Маша, искала спасение в постоянной внешней оценке, от чего, впрочем, не становилось легче)

Р: Как если бы ты уже была собой довольна, что тогда происходит?
СВ: (описывает конкретные свои действия)

Р: И когда ты делаешь все эти действия, что важного тебе это дает?

СВ: (говорит о чувстве востребованности и полезности)…..

Надо отметить, что после этого разговора, сотрудник продолжил эффективно работать, но уже с другими ощущениями, не наводя панику на себя и всех окружающих.

Менеджер, кстати может использовать использовать техники самокоучинга, и это еще один бонус от обучения. Хотя, конечно, всегда приятнее «об кого-то подумать» на темы:

— баланса между работой и семьей

— снижения мотивации к работе. Желания уволиться.

— желания найти новое направление работы «по душе»

— ситуациях выбора между компаниями/должностями/сферами деятельностями

В конце концов, у каждого коуча, как правило, есть свой коуч…

Учитесь коучингу, приходите на коучинг – развивайтесь сами и развивайте свой бизнес!

Оксана Никонова,

бизнес-тренер, коуч,

региональный менеджер по работе с ключевыми клиентами

в компании SCA Hygiene Products Russia

Оригинал материала взят отсюда: http://ok-nikonova.livejournal.com/

Добавить комментарий

