Практическое бизнес-моделирование, как инструмент для принятия эффективных бизнес-решений на конкурсе «Соавтор успеха»

Шаблон бизнес-модели по Остервальду и Пинье
Шаблон бизнес-модели по Остервальду и Пинье

Приняв решение о том, что буду участвовать в конкурсе «Соавтор успеха», я начала искать тему тренинга, которая была бы интересна и полезна людям занимающихся бизнесом и тем, кто только думает им заняться.

Чем отличается специфика деятельности людей занимающихся бизнесом? Во-первых,  их деятельность связана с огромным потоком информации, который приходится им воспринимать, перерабатывать, анализировать. Во-вторых, их деятельность связана с постоянными коммуникациями, как внешними, так и внутренними. В-третьих, их деятельность связана с ежедневным принятием управленческих решений.

Работа не из легких. Что заставляет людей заниматься бизнесом? На этот вопрос много ответов, и у каждого он свой. Но каждый предприниматель точно знает, что бизнес должен быть успешен. А это означает, что бизнес должен приносить прибыль, быть масштабируем, конкурентоспособен.  И именно эти люди, принимая решения, влияют на успех своего бизнеса. Поэтому я выбрала тему для тренинга связанную с бизнес-моделированием: «Рецепт успешного бизнеса своими руками! Практическое бизнес-моделирование».

Что такое бизнес-модель? Это инструмент, который помогает представить бизнес, как открытую систему. То есть систему, имеющую факторы, которыми предприниматель может управлять (факторы внутренней среды), и к которым бизнес приспосабливается (факторы внешней среды). Бизнес–модель — это макет бизнеса, упрощенное представление бизнеса и механизма его функционирования.

Существуют множество подходов к пониманию и построению бизнес- модели, и все их можно определить в две группы:

  1. ориентированные на бизнес-процессы;
  2. ориентированные на ценностное предложение (клиента).

В своем тренинге я затрагиваю ценностно-ориентированный подход. Бизнес-модель — это формула прибыли бизнеса и должна отражать те элементы (составляющие) бизнеса, которые оказывают влияние на величину прибыли. Разработанная модель бизнеса должна помочь предпринимателю принимать эффективные решения, учитывая совокупность факторов внешней и внутренней среды.

Какие элементы должны быть включены в бизнес-модель? Бизнес-модель должна ответить на следующие вопросы:

  1. Зачем существует бизнес, т.е. какое ценностное предложение или продукт он предлагает, какую потребность данное ценностное предложение или продукт может удовлетворить? Или другими словами, за что покупатели данного предложения будут платить деньги?
  2. Кто наш клиент? Для кого компания создает ценностное предложение? Какие клиенты для него более важны?
  3. Как компании взаимодействуют с потребительскими сегментами и доносит до них свои собственные предложения?
  4. Как компания выстраивает отношения с клиентами?
  5. За что клиенты готовы платить, за что платят, каким образом платят? Как они предпочли бы платить, какую часть общей прибыли приносит каждый поток поступления доходов?
  6. Какие виды деятельности требуют ценностные предложения, каналы сбыта,  взаимоотношения с клиентами,  потоки поступления доходов?
  7. Какие ключевые ресурсы требуют ценностные предложения,  каналы сбыта,  взаимоотношения с клиентами,  потоки поступления доходов
  8. Кто является партнером, поставщиком, какие ресурсы мы получаем от партнеров, какой ключевой деятельностью занимаются партнеры?
  9. Какие расходы предполагает наша бизнес-модель? Какие из ключевых ресурсов наиболее дорогие? Какие виды деятельности требуют наибольших затрат?

Отвечая на данные вопросы при построении бизнес-модели, можно воспользоваться шаблоном, разработанным А. Остервальдером и Ив Пинье.

Шаблон прост в использовании и на первых этапах для  системного понимания бизнеса является хорошим рабочим инструментом.

На демо-тренинге, проводимого мной на конкурсе бизнес-тренеров «Соавтор успеха», участники попробовали построить бизнес-модель  детского развлекательного мультицентра. В результате данной практики мы получили два разных по направлению и масштабам бизнеса. Обсудив полученные результаты, участники определили направления, в которых бизнес-моделирование может с успехом использоваться:

  1. При создании бизнеса, как этап до разработки бизнес-плана;
  2. При поиске путей развития бизнеса;
  3. Для оценки жизнеспособности идей;
  4. При внедрении проектов;
  5. Для сверки «часов» команды проекта (бизнеса);
  6. Для проведения ревизии бизнеса;
  7. Для визуализации бизнеса, с целью поиска ценных идей.

Можно ли еще ответить на какие-нибудь вопросы при помощи построения бизнес-модели? Да можно. Все зависит от вас. Вы задаете границы модели, вы определяете форму модели. Для вас модель должна быть такой, чтобы вам было удобно и просто с ней работать.

Если вы хотите разработать бизнес-план, значит и модель должна затронуть все стороны, которые вы должны учесть в бизнес-плане. Если вам необходимо разработать стратегию бизнеса, а для этого необходимо провести стратегический анализ, то и модель должна вам в этом помочь.

Бизнес-моделирование позволяет на предварительном этапе планирования, до проведения детальных и трудоемких расчетов, получить альтернативные варианты решений в бизнесе, найти оптимальное соотношение факторов бизнеса, предусмотреть и учесть риски, определить зоны ответственности за планирование и реализацию проектов и бизнес-решений.

Кто должен заниматься бизнес-моделированием? Тот, кто принимает решения в бизнесе, тот, кто решил создать свой бизнес, тот, кому важно системное понимание бизнеса.

Благодаря участию в конкурсе «Соавтор успеха», мной был разработан и апробирован тренинг по практическому бизнес-моделированию. Хочу поблагодарить участников тренинга за проявленный интерес к теме тренинга, и организаторов конкурса за предоставленную  возможность презентации тренинга по практическому бизнес-моделированию, как инструмента для принятия эффективных бизнес-решений.

 

Ольга Аксюк,

эксперт по бизнес-моделированию,

старший преподаватель кафедры экономики и менеджмента ТОГУ,

участник конкурса бизнес-тренеров «Соавтор Успеха» 2015

Copyright@ Ольга Аксюк, ноябрь 2015

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s